19 июля 2019 года в Городском центре изобразительных искусств прошла презентация «Какая галерея нужна городу?». Гостями события стали постоянные участники проектов и посетители выставочных залов, эксперты-архитекторы и деятели культуры Новосибирска. В ходе презентации были представлены миссия, позиционирование и новый фирменный стиль институции. Спикерами события стала команда выставочных залов: директор Инна Остроменская, руководитель информационного отдела Ангелина Бурлюк и куратор Пётр Жеребцов.
«ГЦИИ создали в 2008 году, на месте бывших выставочных залов Новосибирского отделения Союза художников, а еще ранее на месте Союза советских художников. Долгое время эта площадка выполняла исключительно презентационную функцию: показывала персональные и групповые выставки художников из Союзов», — рассказывает директор Городского центра изобразительных искусств Инна Остроменская, — «но прошло десять лет, изменилась публика, изменились условия — искусство существует интернационально, изменился и сам Новосибирск. Важно добавить, что взять курс на реформацию нас инспирировали и учредители, Департамент культуры спорта и молодежной политики. В этом смысле необходимость перемен ощущали все — и внутри, и вне учреждения».
Поводом для реформации стали внешние и внутренние причины. Спикеры подчеркнули несоответствие образа ГЦИИ образу современной культурной площадки в современном городе, отметили невнимательное отношение к запросам посетиелям и общую некомфортность и не-инклюзивность помещений, в частности, проблемы с высотностью полов и лестниц, вентиляцией, также сотрудники рассказали о внутренних проблемах, связанных с неэффективной организационной структурой учреждения. Для решения этих проблем выставочные залы в 2020 начнут работу над долгосрочной концепцией развития, в которую войдут планы действий по развитию отдельных направлений, и в частности по фандрайзингу.
Инна Остроменская, директор ЦК19: «Не смотря на то, что у нас нет финансовых и временных ресурсов для разработки концепции в настоящем времени, мы знаем, что обязательно должно стать её основой. Мы должны поставить в центр работы посетителя и его опыт и начать работать с локальными сообществами, чтобы способствовать видимости художественной сцены Сибири в мировом контексте, и представлять международные проекты так, чтобы «заземлять» их в повестке Новосибирска».
Программно выставочные залы планируют заниматься современной культурой, этот фокус отразится в миссии, ценностях и позиционировании.
«Мы хотим построить пространство для развития и диалога, в чем нам должно помочь искусство. Мы верим, что искусство не существует само для себя, это часть общества, и культура осмысляет важные общественные процессы» — рассказывает Петр Жеребцов, куратор ЦК19
«Поэтому мы должны постепенно наметить переход от выставок-презентаций к кураторским проектам. Это значит, что каждый художественный проект должен быть осмысленным и содержать в себе сообщение для публики. Новосибирск — говорящий город, мы исходим из того, что искусство — это коммуникация, а коммуникация может быть искусством».
Первым шагом в сторону изменений стал новый бренд выставочных залов. Масштабная работа по созданию нового бренда началась в 2018. Разработчиками фирменного стиля выступили сотрудники Городского центра изобразительных искусств, учредители выставочных залов — Департамент культуры, спорта и молодежной политики мэрии города Новосибирска и московская дизайн-студия esh gruppa, которая уже имела успешный опыт брендинга в сфере культуры. Среди проектов студии: айдентика для Театра «Практика», рестайлинг кинотеатра «Иллюзион», дизайн и навигация для Триеннале российского современного искусства в музее «Гараж».
Ангелина Бурлюк, руководитель информационного отдела ЦК19: «Нам было важно выбрать разработчиков, умеющих работать с культурой, и культурой бюджетной с её нехарактерными сроками. И взгляд со стороны, чтобы увидеть и понять амбиции культурного пространства в Новосибирске и соотнести его с российскими и международными институциями. В брифе мы ориентировались на современность как диалог с традициями. Преимущество esh gruppa в том, что разработчики так или иначе продолжают традиции советской школы графического дизайна, основатели студии — ученики Эркена Кагарова и Николая Штока, а также Бориса Трофимова, автора пиктограмм к «Олимпиаде`80» в Москве». Их авторский почерк броский и узнаваемый, проекты отмечены международными наградами, а графические плакаты хранятся в музеях дизайна Германии и Дании».
Одним из главных изменений в рамках ребрендинга стало переименование выставочных залов в ЦК19. В название вкладываются вариативные смыслы и расшифровки, которые отражают новый фокус программной работы институции: Центр Культуры , Цель Коммуникации и Ценность Контекста. Число 19 фиксирует 2019 год, как точку пере-основания выставочных залов, а также XIX век как время рождения категории «современность» в философии, литературе и изобразительном искусстве.
«С одной стороны, нам нужно было решить проблему с узнаваемостью, мы знаем, что многие горожане не знают “что такое” ГЦИИ и как выглядит логотип», — рассказывает Ангелина Бурлюк, — «С другой, название не отображало междисциплинарные проекты центра, например, у нас есть обширная музыкальная программа с концертами академического авангарда и экспериментального джаза, публичные программы на стыке науки и искусства, просветительские проекты для детей, мы выпускаем методички как работать со школьниками. В этом смысле Центр культуры более органичное название».
Разработчики построили систему стиля ЦК19 на игре в «коммуникацию». Буквы и цифры формального и сложного названия могут собираться в разной последовательности от читаемого состояния до иероглифов. Воспроизведенные в разных комбинациях, они формируют обрывки слов и смыслов. Такой ход символизирует сложность разговора о современной культуре и необходимость расшифровки.
Логотип ЦК19 имеет альтернативные раскладки, что позволяет использовать его в качестве фирменного паттерна. Динамический логотип призван показывать открытый характер бренда, отсутствие иерархий и способность к переменам.
Кроме логотипа для ЦК19 были разработаны фирменные цифры, построенные на тех же принципах, что и логотип для поддержки визуального единства носителей, а также конструктор афиш, пригласительных, роллапов.
Шрифтовая пара сочетает акцентный гротескный шрифт и основной, более сдержанный. Гротескные шрифты в настоящее время активно используются международными культурными пространствами, и являются универсальным решением для повышения узнаваемости. В цветовом коде были внесены существенные изменения, в институции отказались от красного постсоветского оттенка и будут использовать новую палитру, контрастных, сложных и энергичных цветов, вдохновением для которых послужил витраж в пространстве выставочных залов.
Прежде у ГЦИИ отсутствовал единый стандарт дизайна для всех носителей. Новая система решит эту проблему и объединит раздаточные полиграфические материалы, рекламные носители, а также экспликации и аннотации внутри экспозиции, заложит основу для будущей навигации внутри ЦК19. Кроме того в настоящее время идет разработка сайта, который станет полноценной площадкой для коммуникации культурного пространства и правильно распределит всю деятельность и направления по разделам.
Девизом ЦК19 стала фраза «Всё можно представить иначе», призванная ознаменовать новую программную стратегию бренда. Девиз подчеркивает призыв институции к публике, к коллективному со-творчеству и диалогу, вовлечению и участию в созидании новых идей и возможностей.
Использование нового фирменного стиля и названия начнётся в сентябре, после подготовки и согласования уставных и прочих документов.