Выставка фестиваля «Другое измерение» — знаковое событие для города и выставочной программы институции. Единственному в Новосибирске регулярному фестивалю современной фотографии, созданному по инициативе куратора Андрея Мартынова, в этом году исполнится 15 лет. Третий год подряд проект принимается и поддерживается Центром культуры ЦК19, чтобы представлять публике и профессионалам широкую панораму современной культуры и попытаться зафиксировать разнообразные стратегии в актуальной фотографии.
По традиции проект объединяет авторов разных континентов: на выставке представлены более 150 работ 16 молодых и уже известных фотохудожников из Италии, Нидерландов, России, Японии, Южной Африки и Южной Кореи.
В этом году центральной фигурой «Другого измерения» станет Роджер Баллен — американский фотограф, живущий в Южной Африке, чьи работы хранятся в ведущих мировых музеях: Музее Современного Искусства (Нью-Йорк), Европейском Доме фотографии (Париж), Центре Жоржа Помпиду (Париж), Музее Виктории и Альберта (Лондон) и других публичных коллекциях. Всего на выставке будут показаны 40 фотографий Роджера Баллена, среди которых его проект «Roger the Rat» (2015–2020) и связанная с ним серия видео, объединенные образом Крысы Роджера — наполовину человека, наполовину крысы, которая живет изолированной жизнью за пределами общества. Серия представляет подборку шутливых, и в то же время зловещих снимков, полностью отличающихся от предыдущих работ автора, но все же обладающих узнаваемой балленской эстетикой. Впервые в России зрители смогут увидеть цветные фотографии автора. Показ работ стал возможен благодаря поддержке Фонда Роджера Баллена.
Разнообразие тем и стратегий представят проекты десяти авторов из Южной Кореи. Кан Джэгу рефлексирует личный опыт военной службы в «Новобранце» и «Солдате запаса». «Лучшие деньки» Ким Сынгу фиксируют особенности корейской культуры труда и отдыха. Ким Джиён создает портреты продавцов традиционной корейской кухни в серии «Еда за 3000 вон». «Модные старики и старушки», снятые американской иммигранткой Юн Ханной во время поездки на родину в Сеул, показывают, какое значение одежда имеет для пожилых жителей города. Сон Исук размышляет об отношении женщины и её личного пространства в «Комнате Вирджинии». Ким Тхэджин ищет смысл в незаметных и ненужных вещах в серии «Случайные связи». Сон Согу пытается через «язык тела» понять, как его ровесники приспосабливаются к миру взрослых, документируя серию перформансов в проекте «Блуждая, удивляясь». Многолетний проект Юн Джонми «Розовый и синий» исследует современную культуру потребления. В проекте «Удобные женщины» Юн Арин осмысляет коллективную травму корейских женщин, подвергнутых насилию со стороны оккупационных сил в годы войны и их последующую судьбу. Ким Синук использует отстраненный взгляд, рассматривая пограничные пространства — автостоянки, кафе, переулки — в окрестностях аэропортов Хитроу в Лондоне и Инчхон в Сеуле в серии «Ночные трассеры». Куратор фестиваля Андрей Мартынов, отбирая проекты авторов для выставки, стремился к тому, чтобы показать самые разные аспекты жизни Южной Кореи и то, как эти аспекты интерпретируются современными фотографами страны.
Третий блок выставки иллюстрирует реакцию авторов из разных стран на эпидемию коронавируса в 2020 году. Фотографии Валерия Орлова (Россия), Тадаси Ониси и Горо Мияшито (Япония), en nico (Италия) и Збигнева Коста (Нидерланды) отражают их восприятие пандемии и то, как они переживали социальную изоляцию. Работы Горо Мияшито продолжат серию «Окна», с которой посетители фестиваля познакомились в прошлом году — в этот раз фотограф документирует новую повседневность пассажиров токийского метрополитена.
Выставка работает с 29 апреля по 30 мая 2021 года. Вернисаж 29 апреля в 18:00. В выставочных залах действуют временные правила посещения. В связи с этим посетить вернисаж в ЦК19 можно только по предварительной регистрации на Timepad.
Кураторы
Андрей Мартынов, куратор фестиваля «Другое измерение». Автор выставок Nirvana, «Identity. Современное искусство Республики Корея», «Токийские истории», the FACE и других выставочных проектов в области современного искусства Востока. Куратор новосибирской галереи современного искусства LeVall (1993 – 2003). Работал административным директором Московской биеннале современного искусства (2008 – 2016), курировал IV, V и VI Новосибирскую Международную Биеннале современной графики, I и II Новосибирскую Международную триеннале современной графики. Сотрудничал с ГМИИ имени Пушкина, Государственным музеем народов Востока, Московским музеем современного искусства, Московским Мультимедиа Арт Музеем, Музейно-выставочным центром РОСФОТО, Екатеринбургским музеем изобразительных искусств, Государственным Дарвиновским музеем.
Фото на фитчере © Надежда. Тадаси Ониси, Япония. 2020