Иван Шалмин. Лаконизм в архитектуре. Живопись без красок

6_24.03.2020

Посвящается Галине Георгиевне Шалминой

Лаконизм в архитектуре. Живопись без красок

C 6 по 24 марта 2020 года Центр культуры ЦК19 и Белая галерея Центра культуры и отдыха «Победа» приглашают на первую персональную выставку архитектурных и живописных произведений Ивана Шалмина (Москва) в Сибири.

Выставка «Иван Шалмин: Лаконизм в архитектуре. Живопись без красок» — дебют известного архитектора в качестве художника — создана в тандеме с куратором Кириллом Светляковым, заведующим отделом новейших течений Государственной Третьяковской галереи. В первой редакции проект был представлен галереей Cube Moscow и теперь приезжает в Новосибирск, родной город автора. Проект архитектор посвятил своей матери, Галине Георгиевне Шалминой.

В ЦК19 публику ждет 53 цифровые абстракции и фотографии 94 архитектурных объектов в монохромных серых залах. Во всех элементах выставки прослеживается главный принцип работы Шалмина — лаконизм. В его трактовке лаконизм определяется как необходимая достаточность, восходящая к классической формуле античного архитектора Витрувия «польза, прочность, красота». Именно желание дополнить свою архитектуру работами, соответствующими постулатам лаконизма, привели Шалмина к цифровой живописи.

Экспозиция в Белой галерее продолжит линию Шалмина-художника и представит 20 цифровых произведений, а также фильм об авторском методе цифровой живописи.

«Работая кистью, мы используем цветовые диапазоны, ограниченные химическими свойствами красок. Работая мышью, я использую чистый цвет, в котором в миллион раз больше воспринимаемых глазом цветовых градаций. Однако сама живопись рождается в момент нанесения краски на плоскость — в симбиозе с используемым печатным устройством. В данном случае мы постарались представить итоговую работу в виде, максимально приближенном к изображению на экране», — рассказывает архитектор Иван Шалмин.

Живопись Ивана Шалмина — это цифровые импровизации, представленные в бумажных оттисках. Автор владеет традиционной техникой масляной живописи. Его переход в цифровой вариант связан с желанием синтезировать цвет так же, как в своё время рок-музыканты отказывались от акустики в пользу электронных инструментов. Шалмин предпочитает именно цифровые программы для получения тончайших цветовых модуляций и ритма в своих абстрактных композициях.

Кирилл Светляков, куратор выставки: «Сравнения с музыкой не случайны, поскольку художник всегда работает под музыку, чтобы частично отключить сознание и активировать телесную моторику. Поэтому картины Шалмина — это не только продукт преднамеренной работы «автора», но и в большей степени результат осознанного и хорошо темперированного психического автоматизма. В этой ситуации автор уже как будто бы не принадлежит себе и превращается в генератор ощущений, «художника художников», живой аналог искусственного интеллекта. Это феномен киберхудожника, для которого машина — это и инструмент, и со-автор».

Кураторы

Кирилл Светляков