Настойчивое присутствие. (Не)устойчивое развитие

20_21.09.2021

Конференция инициатив современного искусства, спутниковый проект фестиваля «48 часов Новосибирск»

Настойчивое присутствие. (Не)устойчивое развитие

20 и 21 сентября в театральном зале Новосибирской государственной областной научной библиотеки (НГОНБ) состоялась профессиональная мини-конференция инициатив современного искусства «Настойчивое присутствие. (Не)устойчивое развитие» — спутниковый проект фестиваля «48 часов Новосибирск». Конференцию организуют Центр культуры ЦК19 и Гёте-Институт в Новосибирске при поддержке Музея современного искусства «Гараж».

 

Профессиональная программа фестиваля «48 часов Новосибирск» — это мини-конференция инициатив современного искусства, государственных и частных институций, независимых художественных объединений и площадок. Программу составили доклады, разборы кейсов и дискуссии, освещающие аспекты работы различных выставочных организаций и художественных проектов в момент их пересборки, исчезновения или настойчивого присутствия

Конференция «Настойчивое присутствие / (не)устойчивое развитие» — продолжает тему фестиваля «Ошибка выжившего» и обращается к участникам сцены современного искусства, предлагая сотрудникам институций культуры и участникам самоорганизаций из Сибири и других российских городов усилить горизонтальные связи и совместно разработать новые стратегии выживания и адаптации.

Пандемия нанесла сильнейший удар по и без того хрупким художественным сообществам, культурные инициативы столкнулись с новыми вызовами (отмена проектов, сокращение доходов, переход в диджитал) и ощутили обострение уже сложившихся системных проблем, будь то миграция и постоянное сокращение участников местного культурного процесса или неразвитость инфраструктуры в городах и централизация ресурсов в метрополии.

Ситуация в Сибири в целом отличается институциональной неустойчивостью. В Новосибирске за последние десятилетия не возникло структур вроде красноярского музейного центра «Площадь Мира», необходимых для поддержания стабильного художественного производства. Каждые три года возникали и завершали своё существование проекты, фонды, частные центры и галереи современного искусства. В соседнем Томске в 2020 году реформировался филиал ГЦСИ в филиал ГМИИ — лишившись пространства в «Гороховских складах» и постоянной выставочной площадки, в мае 2021 года постоянное место в городе потеряла самоорганизованная «арс котельная».

Рабочая программа включит себя разборы как реальных кейсов из городов Сибири — Красноярска, Томска и Новосибирска, так и примеры «закрепившиеся» культурных инициатив из Волгограда, Владивостока, Владикавказа, Екатеринбурга, Краснодара, Санкт-Петербурга и других городов, с акцентом на основные вызовы каждого проекта, институции или самоорганизации. Конференция предлагает видеть сессии как место, где участники смогут обсудить «проблемы» и «ошибки» в реальной практике, выходящими за пределы привычных презентаций с количественными показателями успеха.

Фестиваль «48 часов Новосибирск» как платформа становится местом для назревшего диалога об общем устойчивом и чувствительном к переменам будущем, а также местом обсуждения возможных моделей, направленных на обмены, сетевые инициативы и коллаборации.

Опорные вопросы конференции:
1) Как закреплять и развивать художественные инициативы на территориях? Как в этом деле помогают образовательные программы, гранты, события, резиденции? Где брать ресурсы?
2) Модели развития и модели выживания инициатив современного искусства.
3) Как говорить о провалах в культурном производстве и что сделать, чтобы их не было? Можем ли мы обсуждать открыто свои ошибки и заблуждения, не разрушая при этом свою и/или чужую репутации?

Программа, участники и участницы

20 сентября 2021

Институциональные формы поддержки сообществ
Дискуссия и доклады в формате «внимательный слушатель»

Кристина Горланова (Екатеринбург), художница, куратор арт-резиденции «Новые истории Екатеринбурга» / резиденции в Доме Метенкова / резиденции Уральской биеннале (2018–2020)
Арт-резиденции и работа с сообществами. Опыт резиденциальных программ на Урале: арт-резиденции Уральской индустриальной биеннале, фотографического музея Дом Метенкова и резиденции «Шишимская горка». Зачем резиденции объединяются? О создании и работе Ассоциации арт-резиденций России.

Наталья Хвоенкова (Санкт-Петербург), соавтор идеи и программный директор Кураторского форума, ArtWeekend
Почему крупные проекты существуют в режиме бесконечного стартапа или год сурка продюсера культурного события. Как придумать, перепридумать и еще раз придумать заново городской проект в сжатые сроки в режиме форс-мажора. Как сохранить и собрать аудиторию даже в условиях ограничения социальных контактов. Как сделать выставку без выставочного пространства и доставить ее «на дом». Как жить и выжить без постоянного бюджета?

Валерий Леденев (Москва), сотрудник научного отдела Музея современного искусства «Гараж»
Библиотека по современному искусству призвана сохранять информацию об истории искусстве и предоставлять к ней доступ всем желающим. Но может ли библиотека быть частью художественного процесса и участвовать в нем, сотрудничая с художниками, становясь местом производства новых работ и новых смыслов? Возможным ответом на этот вопрос можно считать проект библиотеки «Гаража» «В единственном экземпляре», посвященный жанру книги художника, в рамках которого современные авторы создают авторские объекты в этом жанре специально для библиотеки музея.

Независимые образовательные практики современного искусства
Дискуссия и доклады в формате «внимательный слушатель»

Елена Ищенко (Краснодар), кураторка ЦСИ «Типография»
О КИСИ (Краснодарском институте современного искусства), созданном художниками для художников, влиянии образования на развитие среды и сложности коллективных аффектов.

Ольга Егорова (Санкт-Петербург), художница, педагог и со-инициатор Школы вовлеченного искусства «Что делать»
Об истории возникновения, этапах развития основных методических положениях «Школе вовлеченного искусства» (с 2021 — «Профессиональных технических мастерских вовлеченного искусства»).

Яна Гапоненко (Владивосток), куратор, инициатор ВШСИ — Владивостокская школа современного искусства
Фантом Владивостокской школы современного искусства (ВШСИ): закончили экстерном или остались на второй год? ВШСИ не вписывается в капиталистические рамки успешного проекта: школа избегает систематичного фандрайзинга и не увеличивает качественные и количественные показатели. При этом она и едва ли является в чистом смысле слова самоорганизацией, потому что ее деятельность подчинена воли сугубо одного человека. Что приобрело художественное сообщество Владивостока от этого призрачного проекта, и какие альтернативные сценарии могли бы изменить его ход?

Модели выживания самоорганизованных инициатив современного искусства
Панельная дискуссия

Участники: Мария Дмитриева (Санкт-Петербург, студия 4.413), Андрей Кузнецов (галерея-мастерские «Пост»), Ольга Таирова, Зося Леутина (fab.8), Митя Главанаков, Аксинья и Ника Сарычевы (Томск, Ars Котельная), Полина Кардымон, Алина Юсупова (Lab4dram). Модератор: Иван Стрельцов

21 сентября 2021

Финансовая устойчивость инициатив современного искусства
Панель Музея современного искусства «Гараж»

Участницы: Лена Ищенко (Краснодар, ЦСИ Типография), Евгения Мясникова (Хабаровск, Артсерватория), Лилит Матевосян (Сочи, Аэрарий). Модератор: Диана Чернова (Музей современного искусства «Гараж»).

«Как художественные инициативы выходят в город», часть I
Дискуссия и доклады в формате «внимательный слушатель»

Мария Букова (Красноярск), Музейный центр «Площадь мира»
Рассказ о том, как исключительно музейная практика создания искусства вне музейных стен в Красноярске пошла в «народ» — организованно и самоорганизованно. Какие возможности это дало художникам и горожанам? Какие невозможности для тех и других существуют до сих пор?

Ярослав Алёшин (Москва), куратор, специалист в области общественных проектов, руководитель отдела программ городской интеграции V-A-C
Анализ собственного опыта реализации проектов в области взаимодействия с городскими сообществами и увязанных с ними практик институционального строительства. Обзор различных моделей подобного взаимодействия, а также роли художественного производства в данном контексте.

Антон Вальковский (Владикавказ), независимый куратор
Современное искусство часто не столько изменяет городскую среду, сколько проблематизирует городские контексты и меняет отношение горожан к существующим урбанистическим вызовам. Какие стратегии может предложить искусство в общественных пространствах в ситуации, когда ваши бюджеты значительно ограничены, как оно может стать эффективным и малозатратным инструментом социальных изменений?

«Как художественные инициативы выходят в город», часть II
Дискуссия и доклады в формате «внимательный слушатель»

Аня Лялина, Максим Амельченко (Владимир), коллектив beznazvaniia
beznazvaniia расскажут о структуре сообщества, способах коммуникации с художниками и средой, а также о различной оптике на городское пространство, которое может оказаться архивом, выставочным пространством, складом строительных материалов.

Ольга Широкоступ (Апатиты), куратор, ЦСИ Сияние
На примере нескольких проектов (Лаборатория «Между нами», художники: Микротерритория Город Устинов, кураторки: Катя Порутчик и Ольга Широкоступ); Резиденция «Вспомни город» (совместно с музеем PERMM — Настей Шипициной, Светой Лучниковой и художниками — Александром Агафоновым, Оксаной Кальченко), созданных совместно с жителями/цами г.Апатиты, расскажу о том, как строится разговор с представителями и представительницами городских сообществ. Все проекты этого года направлены на совместное изучение города, его истории и повседневности. Поговорим о специфике «распределённого» существования наших программ и событий в городе (у Центра пока нет полноценного здания, и большинство проектов реализуется на партнёрских городских площадках). А также о «включении» инициатив Центра в уже существующие городские события, интеграцию в работу коллег из других культурных институций города и трансформацию форматов совместной работы.

 

О проекте в медиа

https://tass.ru/kultura/12327917
https://www.colta.ru/news/28240-v-novosibirske-proydet-konferentsiya-initsiativ-sovremennogo-iskusstva
https://t.me/kafemorozhenoe/178

Конференция «Настойчивое присутствие. (Не)устойчивое развитие» в рамках фестиваля «48 часов Новосибирск» © Ангелина Бурлюк. Фото: Евгений Бекарев
Конференция «Настойчивое присутствие. (Не)устойчивое развитие» в рамках фестиваля «48 часов Новосибирск» © Ангелина Бурлюк. Фото: Евгений Бекарев
Конференция «Настойчивое присутствие. (Не)устойчивое развитие» в рамках фестиваля «48 часов Новосибирск» © Ангелина Бурлюк. Фото: Евгений Бекарев
Конференция «Настойчивое присутствие. (Не)устойчивое развитие» в рамках фестиваля «48 часов Новосибирск» © Ангелина Бурлюк. Фото: Евгений Бекарев
Конференция «Настойчивое присутствие. (Не)устойчивое развитие» в рамках фестиваля «48 часов Новосибирск» © Ангелина Бурлюк. Фото: Евгений Бекарев
Конференция «Настойчивое присутствие. (Не)устойчивое развитие» в рамках фестиваля «48 часов Новосибирск» © Ангелина Бурлюк. Фото: Евгений Бекарев
Конференция «Настойчивое присутствие. (Не)устойчивое развитие» в рамках фестиваля «48 часов Новосибирск» © Ангелина Бурлюк. Фото: Евгений Бекарев
Конференция «Настойчивое присутствие. (Не)устойчивое развитие» в рамках фестиваля «48 часов Новосибирск» © Ангелина Бурлюк. Фото: Евгений Бекарев
Конференция «Настойчивое присутствие. (Не)устойчивое развитие» в рамках фестиваля «48 часов Новосибирск» © Ангелина Бурлюк. Фото: Евгений Бекарев
Конференция «Настойчивое присутствие. (Не)устойчивое развитие» в рамках фестиваля «48 часов Новосибирск» © Ангелина Бурлюк. Фото: Евгений Бекарев
Конференция «Настойчивое присутствие. (Не)устойчивое развитие» в рамках фестиваля «48 часов Новосибирск» © Ангелина Бурлюк. Фото: Евгений Бекарев
Конференция «Настойчивое присутствие. (Не)устойчивое развитие» в рамках фестиваля «48 часов Новосибирск» © Ангелина Бурлюк. Фото: Евгений Бекарев

Публичная программа

Все сессии конференции транслировались в прямом эфире, записи доступны на YouTube канале ЦК19.

Кураторы

Ангелина Бурлюк — кураторка и продюсерка конференции.
Катя Дорофеева — ассистентка и координаторка конференции.
Режиссёр трансляции — Антон Пигарев

Партнеры